Котельник (koteljnik) wrote,
Котельник
koteljnik

Убей его!

  Скоро это на время вернется на экраны: дым, кровь, грохот орудий. Риторика. А вместе с ней трескотня. И слово «ненависть».
   Толстой, написавший «Войну и мир» через полвека после войны с Наполеоном, странным образом не заронил в душах своих читателей ненависти к французам, хотя по замечанию Тарле, «чувство обиды за терзаемую родину, жажда мести за разрушенные города и сожженные деревни, за уничтоженную и разграбленную Москву, за все ужасы нашествия, желание отстоять Россию и наказать дерзкого и жестокого завоевателя - все эти чувства... охватили весь народ».
     Французский император, к неудовольствию Чехова, вышел у Толстого даже немного карикатурным. «Только не люблю тех мест, где Наполеон. Как Наполеон, так сейчас натяжка и всякие фокусы, чтобы доказать, что он глупее, чем был на самом деле». Как художник Толстой, несомненно, оказался прав: чувство мщения, боль за Россию помешали бы ему как-то по-другому нарисовать для нас Бонапарта.
     То же самое, с легкой руки Чаплина, случилось и с Гитлером в кино. Правда, надо сказать, что карикатурный «Великий Диктатор» мало чем отличался от запечатленного в хронике.
     Мы ненавидели фашистов. Мы желали им гибели в кино. В стихах. В рассказах.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

      
     Мы ликовали от того, что юные молодогвардейцы были умнее и сильнее комичных каркающих фрицев.
     Взрослым человеком я все еще негодующе отзывался на немецкую речь.
     Мое поколение, воспитанное фильмами о войне, спокойно пережило перестрелки 90-х, исчезновение целого пласта людей, отправившихся в эмиграцию, расстрел Белого дома, гнусную череду терактов. Ненависть, будучи чувством острым и страстным, неминуемым образом закаляет людей. А точнее, часто делает их невосприимчивыми к боли, к горю, к мирским тревогам.
    Но вот поколения, уже не взрощенные войной. Откуда в них столько ненависти? Где дремал этот, простите за ассонанс, дремучий расизм? Откуда эта кроважадность римской толпы на гладиаторских играх? Вам нужны ссылки? Вам нужно освежить в памяти этот мизантропский словарь?

    На что распространяется ваше чувство ненависти? Неужели нелюбимый актер, писатель или политик достойны такого сильного чувства? Неужели несчастное «фабричное» создание или многолетняя ведущая юмористической передачи могут сравниться с фашистами, для которых мы выдумывали казни страшнее египетских?
Tags: Вече, Война и мир
Subscribe

  • Коза или Кто такая Сильвия

    Виктюк ставил пьесы Олби три раза: « Не боюсь Вирджинии Вулф», "Лолиту" – по роману Набокова. Спустя годы, Роман…

  • Из дневника Котельника

    "Девушка из сети "В Контакте" прислала запрос на дружбу. Я там вообще со многими дружу. Публика там чуть моложе, чем на других…

  • Корпоративный синдром

    А так и надо. Артисты должны вступаться за артистов. Евреи за евреев. Либералы не должны давать в обиду либералов. Потому что за либерала сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Коза или Кто такая Сильвия

    Виктюк ставил пьесы Олби три раза: « Не боюсь Вирджинии Вулф», "Лолиту" – по роману Набокова. Спустя годы, Роман…

  • Из дневника Котельника

    "Девушка из сети "В Контакте" прислала запрос на дружбу. Я там вообще со многими дружу. Публика там чуть моложе, чем на других…

  • Корпоративный синдром

    А так и надо. Артисты должны вступаться за артистов. Евреи за евреев. Либералы не должны давать в обиду либералов. Потому что за либерала сейчас…