Котельник (koteljnik) wrote,
Котельник
koteljnik

Category:

Якорь спасения

     Здравствуйте, Ефим! Надеюсь, у Вас все хорошо. На минувшей неделе я много путешествовал (Чехия, Австрия, Словакия) во время этой поездки у меня, к счастью, родилась, наконец, идея композиционного построения книги, которую сейчас пишу и планирую, если получится, завершить до конца нынешнего года.                                                      Если Вы, конечно, не возражаете, хотел - вероятно, не так часто, как до сих пор - предлагать Вам и читателям Вашего блога время от времени ее фрагменты. Это могли бы быть и мемуары, и не только. "Прицепляю" к нынешнему посланию один из фрагментов, страстно желая, чтобы текст понравился и Вам, и требовательным посетителям Вашей страницы. Почему именно данный текст? Потому что показался мне чем-то созвучным Вашему очень интересному рассказу о предсмертном крещении Булата Окуджавы.
     Всего доброго,
     Дмитрий Воскобойников

     Услышал, гуляя по уютному коломенскому Кремлю, возле Успенской церкви, как вроде бы интеллигентная женщина средних лет объясняла своим спутникам: «Это – одна из самых старых построек. Возведена в честь победы Ивана Грозного над татарами. Видите: под крестом поверженный исламский полумесяц? Это - символ: христиане возобладали над мусульманами. Не то что теперь». Извиняясь, переспрашиваю: «Вы уверены в том, что рассказываете?» - «Мне так объяснял экскурсовод», - отвечает смущенно, но с вызовом.
     Для несведущих: шатровая Успенская церковь в Коломне действительно была построена в честь взятия русскими войсками Казани. И действительно еще при Иване Грозном. Но якорь (тот самый «поверженный мусульманский полумесяц» в нижней части креста) символизировал иное: надежду и спасение. Древний якорный крест – символ рождения Христа из тела Девы Марии. Якорь спасения, якорь надежды, он соответствовал ныне забытому представлению о храме как о корабле, плывущем в Царство Божие.
     Приплыли.
     В 1987 году, когда начиналась горбачевская перестройка, в стране было менее 7000 церквей. Сейчас их в четыре раза больше. Было менее 20 монастырей, теперь – почти 750. Но свидетельствует ли это о том, что мы стали духовнее и/или просвещеннее? По-моему, нет.
     Как нельзя быть наполовину беременной, так нельзя быть и условно верующими. Но мы живем именно в такой стране. С одной стороны, кажется, что православная Пасха не обернулась дополнительным выходным днем лишь потому, что и так приходится на воскресенье.      Обсуждается преподавание православия в средних школах (и это при том, что количество мусульман у нас через 30 лет может превысить число православных). С другой стороны, покажите мне православных, которые бесколбасно встречают Новый год, приходящийся на Рождественский пост? Якобы верующая Алла Пугачева на всю катушку отмечает свою круглую дату в Страстную неделю, и все федеральные телеканалы, подчас навязчиво православные, пытаются приобщить нас к неурочным песням и пляскам юбилярши. Как этот бедлам объяснить?
     Очевидно, назвать не вполне верующим при желании можно и меня. Воспитывался в семье, где про Бога не говорили, но стремились жить честно. Перевалив за тридцать, пришел к выводу, что есть некий Высший Разум, наблюдающий за нами (но он не воплощался в каком-то конкретном образе и был лишен морали - порой давил людей от скуки, как муравьев). В 42 года по настоянию жены крестился. «Если ты живешь в России, - говорила она, - то должен быть православным. Не случайно же именно эта вера распространилась на столь обширной территории. Станешь ближе к Богу». Аргумент сработал, хотя дополнительной близости от появления посредников в общении с Господом не почувствовал. Чаще стал перетирать цитату из Бернарда Шоу: «Есть только одна религия, но у нее сотня версий»…
     На страницах журнала «Нью стейтсмен» воинственный атеист Кристофер Хитченс в ироничной манере отмечает, что немалое количество из 2 млрд. христиан жаждет задушить друг друга, а глава Ватикана до сих пор «не может решить, что хуже – СПИД или презервативы». Говоря о евреях, видный публицист пишет: «Мы, изобретатели монотеизма, стали самой безбожной популяцией в истории человечества, и могуче расцвели, отвергнув власть раввинов». Верующие – «причина, а не исцеление» от страданий, глупости и убожества.      Просто так от этих рассуждений не отмахнуться.
Основатели всех мировых религий проповедовали одно и то же: «Относитесь к другим людям так, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам». Почему-то не получается. Все самозабвенно атакуют друг друга, плодят мифы и отстаивают истины, которые невозможно доказать, ибо иначе вера перестанет быть верой.
     Протоирей Александр (Макаров), с которым мы беседовали в одной из радиопередач на «Вести FM» в прошлом году, на первый взгляд, точен: «Православие склеило населяющие нашу страну племена в один народ. До 40 процентов дворянства были этническими татарами. Но они все являлись православными и потому были русскими. Человека делает русским его принадлежность к православию».      Согласен, так когда-то действительно было. Однако не слишком ли строго по отношению к другим конфессиям и атеистам сейчас? Да и стремятся ли нынешние татары или башкиры к православию, хотят ли, чтобы их считали русскими? Гумилевская магия этноса утеряна, а точнее убита: погибла в двух мировых и одной гражданской войнах, растворилась в эмиграции, измордована, закопана в лагерях. Русские переродились в россиян.
     Религиозное противостояние, особенно в современной России, - путь в пропасть. Гениальна мысль бывшего креативного директора известного агентства «Саачи энд Саачи» Пола Ардена, ставшего на склоне лет философом: «Почему Бог нуждается в вашей защите? Должно быть, потому что вы считаете себя более могущественными, чем ваш Бог. Но, если вы считаете Бога слабее себя, то на веру это не похоже. Не следует ли из сказанного, что у ведущих религиозные войны с верой нелады?»
     Женщина, добровольный гид по коломенскому Кремлю, как здорово было бы, если бы вы прочитали в каком-нибудь справочнике, что означает крест, установленный на шатровой Успенской церкви, и были менее агрессивны! Она, естественно, не слышит мой призыв - с достоинством удаляется, увлекая за собой наверняка крещеных слушателей, восторженно трясущих головами. (Текст опубликован с сокращениями - Е.Ш.)
Tags: Воскобойников, Дорога к храму
Subscribe

  • Из переписки со Славой Сэ...

    "Ах, Ефим! Вот и я боялся, что кто-то из моих чтецов вас обидит. Не уберёг: вы совсем без кожи, косой взгляд чувствуйте сразу костями и…

  • Вопрос и ответ

    Один из моих молодых читателей сегодня написал мне в частном сообщении: "Я бы хотел спросить всего один вопрос. Что, по Вашему мнению,…

  • Я с вами...

    Вчера весь вечер был на связи в чате с членами нашей большой семьи. Храни вас судьба, мои дорогие люди! Желаю мира и скорейшего восстановления…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments