?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про Гедрюса

     Вообще-то я по праву современника. С этим правом можно было вспомнить и про двадцатый съезд партии и про освоение космоса, но для всякого актера, который в 70-ые годы учился в Москве, трудно было бы обойтись в воспоминаниях без Гедрюса, чей театр так много значил для интеллигенции в ту пору, когда это слово еще имело хоть какой-то смысл.
     Мне повезло – моими однокурсниками в ГУЦЭИ оказались два актера из театра Мацкявичюса: Валентин Гнеушев и Павел Брюн. Я знал наизусть «Преодоление» и «Хоакина», не только потому что не пропускал этих спектаклей как зритель, но и потому что пропадал на репетициях Гедрюса, еле успевая с репетиций Виктюка, на которые едва попадал после репетиций Эфроса. 
     Думаю, что в Москве было всего два непрофессиональных коллектива, которые не только могли соперничать с Малой Бронной, Таганкой и Ленкомом, но часто задавали им фору и устанавливали моду на театральный язык, на особенные пластические атрибуты и даже на музыку, которые потом перекочевывали в другие, бесхитростные постановки многих режиссеров по всей стране. Эти два коллектива – Студенческий театр МГУ, где тогда нашел свое первое московское пристанище Виктюк, и Ансамбль пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса.
     На первом курсе я снимал комнату в страшной коммуналке, в которой уже жил Валя Гнеушев, одновременно ученик Виктюка и Мацкявичюса, и мы вместе с ним иногда заходили к Гедрюсу сначала в общежитие на Трифоновской, а затем буквально наискосок от нашего дома – в другую коммуналку, в которой уже снимал комнату Гедрюс.
     Надо сказать, что в бытовой простоте, которую по тогдашним культурным канонам, разыгрывали все студенты театральных вузов, у Гедрюса не очень получалось сыграть необязательность или небрежность. Я это часто замечал и потом у тех, кто приехал в Москву из Прибалтики. У них все было так же как у всех, не очень сытых студентов 70-х. Однако всегда чисто, всегда уютно. И вряд ли гость, случайно забредший к ним, мог уйти от них не солоно хлебавши.
     Я помню отрывок из выпускного спектакля Гедрюса в ГИТИСе. Это были «четыре розовских капли», которые он выпустил с Мишей Али-Хусейном. Но главное, что на экзамене я «вживую» увидел Кнебель, их педагога, чье имя для нас было почти таким же мифическим как имена Станиславского и Немировича-Данченко. Помню, меня  поразило ее некоторое сходство с Бирман, которую я еще застал в «Шторме» в любимом театре Моссовета.
     От ребят из «пластической драмы» нам перепадало многое: от знакомства с музыкой Франческо ди Милано, к которой Гребенщиков потом удачно подставил слова своего «Золотого города» до чисто практического пользования дюжиной трико, которые Гнеушев утащил для «Соловья» Кнаута, поставленного у нас Виктюком в конце второго курса.
     Потом для меня началась эстрадная жизнь, в которую вплетались радости побед и разочарования, и новые работы с Виктюком, и долгая тоска по театру. И однажды уже почти забытое знакомство с Гедрюсом снова возобновлось в странном и непредвиденном для него качестве.
     В 1994 году нас свела Светлана Ставцева, сценограф и художник по костюмам, работавшая в тот год над «Принцессой Брамбиллой» вместе с Гедрюсом в Театре имени Пушкина. Тогда и родился замысел единственного эстрадного спектакля, который выпустил Гедрюс, а по сути, необычного бенефиса юмориста – «Одинокий волк». Гедрюс, как и положено театральному режиссеру, первые пять минут изображал абсолютное непонимание и незнание эстрадного языка. (Эту манеру потом чудесно подхватил и Сережа Цветков, с которым мы благополучно выпустили аж 4 моих бенефиса). А затем быстро включился в работу и стал резво смешивать все, что еще недавно убоялся бы поместить в один контекст: культуристов, бойцов-рукопашников, Сергея Лемоха из распавшейся группы «Кар-мэн», пиротехнику, лирические песни, эстрадные монологи и номера танцовщиц, которых он привел с собой.
     Начало 90-х создало особенный фон нашей жизни: в нем преобладали малиновый цвет кашемировых пиджаков и блестящие лысины их обладателей, крепких парней, которые сменили в первых рядах товароведов и венерологов.
     У нас не все получилось. Гедрюс не очень привык работать со словом. А эстрадная юмористика его и вовсе смущала. Но он сумел сделать то, что мог сделать только он: это было красиво и стильно. Это было музыкально и пластично. Собственные работы неловко хвалить. Но еще не почивший тогда шестой канал несколько раз без купюр выдавал в эфир эту трехчасовую работу.
     Больно вспоминать сегодня, что Гедрюс потом работал мало. И работал он мало не потому, что заболел. А заболел - потому что мало работал. Это грустно. Но часто это похоже на правило для талантливых людей, которые не умеют толкаться локтями.
     Те, кто работал с Гедрюсом дольше и плотней, конечно, должны рассказать о нем больше и лучше, но думаю, что любая память о нем – дорога и достойна быть услышана теми, кто знал и любил его, и теми, кто не знал, но должен теперь узнать и полюбить его.

Comments

janochka_14
May. 18th, 2009 08:10 am (UTC)
Те, кто работал с Гедрюсом дольше и плотней, конечно, должны рассказать о нем больше и лучше, но думаю, что любая память о нем – дорога и достойна быть услышана теми, кто знал и любил его, и теми, кто не знал, но должен теперь узнать и полюбить прекрасного режиссера и человека.

-Пока человека помнят, он жив. Особенно когда помнят ученики.
Спасибо за рассказ и память.
cincinna_c
May. 18th, 2009 08:51 am (UTC)
Мне имя Гедрюса ни о чем не говорит, однако прочитать было интересно. Интересно из-за хорошо подмеченных нюансов не знакомой мне эпохи.
Отправила ссылку на этот Ваш пост маме - она Вас благодарит за рассказ. Наверное, она знает о Мацкявичюсе немного больше меня.
seka_meka
May. 18th, 2009 09:07 am (UTC)
Спасибо, очень интересный рассказ!
Кстати, у песни "Город золотой" сложная история: http://www.manwb.ru/articles/music_box/2009_year/MusBox_0902/
selesta777
May. 18th, 2009 09:50 am (UTC)
Спасибо за воспоминания. Мне посчастливилось работать с Гедрюсом помощником режиссера над проектом "Я буду ждать тебя..." К сожалению, проект случился коммерческим и после премьеры в Молодежном театре больше никогда и нигде не показывался. А жаль. В спектакле принимали участие и те, кто стоял у истоков творчества Мацкявичюса. Но большое счастье было стать свидетелем работы Мастера. К сожалению, я не застала "Хоакина" и другие его спектакли, произведшие фурор в театральном мире. Было губительное для Гедрюса затишье, и на вопрос "Почему так?" при всей неиссякаемой творческой энергии и нерастраченной жажде творить, он, глядя в пустоту, отвечал:"Я не хочу ни о чем просить". Мы бывали в гостях в его уже расселенной коммуналке на Чистых прудах, где он показывал записи своих спектаклей, и я, сносимая мощной волной энергии его актеров и его таланта, тихонько плакала... Как жаль, как жаль...
vorona_rjadom
May. 18th, 2009 10:30 am (UTC)
Я видела "Хоакина" — его однажды привезли в Екатеринбург, давали в удалённом от всекультурного центра ДК.
Впечатления незабываемые!
leona68
May. 18th, 2009 11:57 am (UTC)
О! Он дважды приезжал к нам в Белгород по приглашению одного руководителя негосударственного вуза. Я интервью с ним делала, а вот на спектакле не была, увы:)
um_zu_lesen
May. 18th, 2009 11:30 pm (UTC)
Возможно Вам будет интересно узнать историю создания музыки к песне "Под небом голубым есть город золотой"... Не оторвешься.
http://bujhm.livejournal.com/163920.html

Главное - коротко: это никакой не Франческо :)
pic4a
May. 19th, 2009 05:19 am (UTC)
вот спасибо))))
seka_meka
May. 19th, 2009 07:31 am (UTC)
В тексте по ссылке, которая приведена выше, звучат все варианты песни и есть оригинальная мелодия настоящего Франческо де Милано.
Статья потрясающая и мистификация тоже!
chochlik
May. 18th, 2009 11:31 pm (UTC)
как все перемешано, и какой крошечный мир. кнебель мне казалась фигурой из другой эпохи, а мацкявичюс - из другого мира. и тем не менее, они сошлись в Ваших воспоминаниях. удивительно.

а "одинокий волк" получился совершенно неожиданным. очень хорошо помню этот бенефис.
rapanna
May. 19th, 2009 08:51 am (UTC)
"две лепты" без никаких, увы, прав...
koteljnik
May. 19th, 2009 09:15 am (UTC)
Спасибо Вам!!!
rapanna
May. 19th, 2009 06:10 pm (UTC)
НЕ за что, но лучше ведь поздно...
hungarianl
May. 19th, 2009 09:01 am (UTC)
Спасибо, Фима! Вчера - Вы и Павел...
koteljnik
May. 19th, 2009 09:16 am (UTC)
Спасибо, Лена!
koteljnik
May. 19th, 2009 09:35 am (UTC)
"Кто-то из выступавших" - это я
iks54
May. 19th, 2009 10:29 am (UTC)
Re: "Кто-то из выступавших" - это я
Да, я помню, что это Вы. Но, поскольку я цитирую Вас по другому поводу, то... сами понимаете, было бы многовато "Из Шифрина" для одной газетной заметки. Не обессудьте!
koteljnik
May. 19th, 2009 10:40 am (UTC)
Re: "Кто-то из выступавших" - это я
:-)
iks54
May. 19th, 2009 10:27 am (UTC)
http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=77275 - вечер памяти Гедрюса (мои впечатления).
Arisha Kazimiroff
Jan. 24th, 2016 03:53 pm (UTC)
Фима, спасибо за пост.
мы тут бывшей театральной тусовкой пересматривали "Преодоление", и немножко погуглили по блогам "Гедрюс Мацкявичюс, Павел Брюн, Валентин Гнеушев". и вышли на этот текст.
благодарствуем.
//приношу извинения за фамильярное обращение, но как раз в те годы мы были знакомы и общались =)
koteljnik
Jan. 27th, 2016 02:34 pm (UTC)
Спасибо!