Собственно, что я завелся? Ах вот! Я обожаю Гоголя! Я люблю его так, как Белинский любил театр – «то есть, всеми силами, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного».
Мне всегда хотелось подражать ему. Мне всегда казалось, что пафос легче всего убить пафосом. То есть, пародией на него. Поэтому, признаюсь, я бываю так часто велеречив и верю, что вы не перестаете видеть, как я улыбаюсь вам или смеюсь.
Но бывает пафос, от которого легче сдохнуть. Это пафос толпы, пафос мизантропов или, наоборот, друзей человечества, которые любому чиху в протестном сообществе умеют придать черты колокольного звона.
Давеча меня просил извиниться перед всем украинским народом один мой читатель – после поста, в котором я не позволил себе ни единого слова, только – чистую цитату из украинского СМИ.
В фейсбучной ленте - не в пример моим! - куда более короткие посты, но часть из них просто вывалена в густом пафосном сиропе. Всё – в предощущении трагедии, все – в отсветах кровавого режима, всё - из натужных стонов стенальщиц и плакальщиц у чужих могил. В считанные несколько лет наш веселая Сеть, в которой некогда было боязно от насмешек, свежо от циничного ветерка фейков и розыгрышей, превратилась в кафедру, с которой все больше вещают, причитают и говорят дурным театральным голосом.
Возможно, сочиняя ответ своему украинскому читателю, я несколько сгустил краски – но говорю же: с пафосом легче всего бороться пафосом. Передразнивая его. Ибо "чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят». Разумеется, Гоголь. Николай Васильевич. Любимый. Лукавый. Насмешливый...