
Сыну семитического Востока, казалось бы, красноречивее должно бы говорить «три пальмы», которые в стихах великого русского поэта, палимые жгучим солнечным отчаянием, «стали на Бога роптать». А у него бесподобнее, прочувствованнее всего — изумрудная русская сосенка в подвенечной фате снежного меха, или, еще лучше, скромная белоствольная сирота-березка, этот классический символ задумчивой русской «тоски по родине». Какой перенесенный на чужую северную русскую природу отсвет сродства высшего порядка; того, при котором твоя печаль становится моей печалью, разделенное горе — полугорем и разделенное счастье — двойным счастьем!
И мне вспоминаются слова одного из организаторов «общества русско-еврейской интеллигенции» и «союза русских евреев». «Да, она несомненно существует, именно такая, совершенно своеобразная культурно-историческая категория: русско-еврейская интеллигенция! Это особый моральный и социальный тип, аналогичного которому нет в других странах еврейского внедрения. Ибо нет другой большой мировой культуры, с которой так легко и свободно сживалась бы еврейская интеллигенция, как с русской. Еврей и русский, ручаюсь вам, всегда скорее и полнее поймут друг друга, чем немецкий еврей и русский еврей… разве это не так?»
(Виктор Михайлович Чернов. «Русское в еврейском и еврейское в русском»)